5 навыков, которые помогут сохранить конкурентоспособность на меняющемся рынке труда

5 навыков, которые помогут сохранить конкурентоспособность на меняющемся рынке труда

Искусственный интеллект это не просто модная тема. Он способен трансформировать рабочие процессы. В этой связи обладание определенным набором навыков может помочь сохранить конкурентоспособность на современном рынке труда.

Если раньше автоматизация затрагивала в основном «синие воротнички», то «генеративный ИИ полностью изменит этот сценарий», утверждает McKinsey. «Наибольшее влияние, вероятно, испытают более образованные работники», — говорится в недавнем отчете консалтинговой компании.

Ожидается, что эта технология повысит производительность, сократит расходы и создаст новые возможности для роста в широком спектре отраслей. Сама технология искусственного интеллекта существует уже более 50 лет, но с момента запуска чат-бота ChatGPT от OpenAI в ноябре 2022 года генеративный ИИ привлек внимание как работодателей, так и сотрудников.

ChatGPT основан на большой языковой модели, которая помогает пользователям искать ответы на вопросы, дорабатывать эссе или резюме и даже генерировать изображения и видео. Его появление вызвало дебаты о том, как ИИ может трансформировать различные отрасли экономики и, возможно, даже сократить количество рабочих мест.

Эксперты в целом сходятся во мнении, что с быстрым внедрением технологии сотрудники могут идти в ногу со временем, при условии постоянного повышения квалификации. Консалтинговая компания Oliver Wyman проводит ежемесячные опросы более 200 тыс. человек в 20 странах, чтобы собрать данные об отношении к генеративному искусственному интеллекту и другим технологическим тенденциям. Исследования показывают, что работодатели отдают предпочтение определенным наборам навыков. Это аналитическое и творческое мышление, лидерские качества и коммуникативность, навыки работы с ИИ и Big data, а также любознательность и непрерывное обучение.

В ходе исследования консалтинговая компания также выявила разрыв между восприятием работниками и работодателями того, какие навыки будут иметь наибольший приоритет. «В то время как сотрудники сосредоточены на обучении в области искусственного интеллекта и работы с большими данными, работодатели уделяют наибольшее внимание аналитическому мышлению», — говорится в исследовании Oliver Wyman.

В эпоху ИИ аналитическое мышление имеет решающее значение, поскольку, несмотря на то, что технология может эффективно обрабатывать и анализировать данные, она по-прежнему требует контроля со стороны человека, чтобы помочь интерпретировать результаты и сделать обоснованные выводы.

Творческое мышление – это еще один навык, который приобретает все большее значение. Несмотря на то, что ИИ способен эффективно генерировать новые идеи, писать статьи или даже сочинять музыку, важно отметить, что эта способность обусловлена данными, на которых ИИ был обучен. «Генеративному ИИ не хватает контекстуальных нюансов и этических суждений, которые свойственны людям», — сказал Саймон Луонг, старший научный сотрудник Oliver Wyman Forum. Ему «не хватает человеческой способности проводить параллели, обобщать и генерировать новые решения».

Судя по всему, в будущем коммуникативные навыки приобретут особое значение. Ожидается, что при помощи ИИ наиболее рутинные задачи, которые раньше составляли значительную часть повседневной работы, будут автоматизированы. Таким образом у сотрудников появится больше времени на решение задач, в основном ориентированных на людей или знания.

Исследование показало, что именно требующие коммуникативных навыков, лидерских качеств или основанные на знаниях или опыте задачи, в конечном итоге будут занимать большую часть рабочего времени. А, значит, важную роль будут играть компании, оказывающие услуги по обучению и повышению квалификации сотрудников, особенно когда речь идет о применении новых инструментов ИИ.

Тем не менее, исследования показывают, что такие навыки, как адаптивность, креативность, коммуникативность и любознательность, будут определять конкурентоспособность на меняющемся рынке труда. В конце концов, именно этими «человеческими» навыками ИИ пока не может похвастаться.

Интересно, что лишь 12% российских специалистов оценили свой уровень владения инструментами ИИ как высокий. Таковы результаты исследования «Искусственный интеллект: возможности и риски для маркетинга и бизнеса», которое провела Ingate Group. Основными барьерами для распространения ИИ-инструментов в российском бизнесе респонденты назвали дефицит профильных специалистов и недостаточное количество обучающих программ по ИИ.