Российский авторынок переживает один из самых глубоких спадов за последнее десятилетие – продажи автомобилей сократятся почти на четверть.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) пересмотрела свой прогноз по продажам автомобилей в России в сторону ухудшения. В 2025 году рынок, по их оценке, сократится на 24%. Это станет одним из самых резких спадов за последние десятилетия – серьезнее рынок проседал только после аннексии Крыма и в первые месяцы полномасштабного вторжения в Украину.
Об этом сообщает Dialog.UA.
В обновленном отчете АЕБ говорится, что по итогам года в России будет продано всего 1,25 миллиона автомобилей. Предыдущий прогноз допускал снижение на 15%, но ухудшение макроэкономической ситуации, рост налогов и отсутствие господдержки заставили аналитиков пересмотреть свои оценки.
Ситуация ухудшается с каждым месяцем. Уже в первом полугодии продажи машин упали на 27%, а в июне – сразу на 29%. При этом, как отмечается в пресс-релизе АЕБ, признаков стабилизации пока не наблюдается.
Представитель ассоциации Алексей Калицев отметил, что рынок мог бы частично восстановиться при возобновлении госпрограмм “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль”, а также при снижении ключевой ставки Центробанка. Однако никаких официальных решений на этот счет пока не принято, и текущий прогноз составлен, “исходя из существующих реалий”.
В истории наблюдений за российским авторынком более сильное падение фиксировалось лишь дважды. В 2015 году, после оккупации Крыма и введения санкций, рынок обвалился на 35,7%. А в 2022 году, в условиях начала масштабной агрессии против Украины, – на рекордные 58,8%. В последующие два года отрасль демонстрировала рост (на 57,8% в 2023-м и на 56% в 2024-м), но нынешний обвал может перечеркнуть эти достижения.
По мнению экспертов Bloomberg, текущее падение обусловлено не только высоким уровнем процентных ставок, который сдерживает потребительский спрос, но и агрессивным увеличением утилизационного сбора на импортные машины. В конце 2024 года российские власти подняли этот налог на 70–85%. В мае диктатор РФ Владимир Путин заявил, что эта мера направлена на поддержку отечественного автопрома, однако на практике она лишь ухудшила ситуацию на рынке.
Кроме того, ухудшение конъюнктуры сказывается и на внешнеэкономических связях. В начале 2025 года поставки автомобилей из Китая в Россию сократились почти в два раза. Bloomberg писал, что Россия перестала быть главным экспортным направлением для китайских автопроизводителей. В июне спутниковые снимки показали более 10 тысяч нераспроданных автомобилей Chery, скопившихся у завода в Калуге.
Таким образом, российский авторынок оказался в состоянии системного кризиса.
Ранее Dialog.UA сообщал, что половина угольной отрасли – в минусе: Россия теряет экспорт и тонет в убытках.
Мы также писали, что приближенный к Путину топ-банкир публично заговорил о катастрофе в экономике РФ из-за войны.